Лабораторная работа № 1 Обслуживание аккумуляторной батареи
Электрооборудование автомобилей

Лабораторная работа № 1 Обслуживание аккумуляторной батареи

 

1 Цель работы:

Закрепить на практике полученные теоретические сведения. Отработать способы контроля, и отследить зависимости различных параметров АКБ.

2. Оборудование рабочего места

АКБ

— Зарядное устройство                        

— Нагрузочная вилка

—    Вольтметр

—    Ареометр

— Термометр

3. Общие теоретические сведения:

 

3.1 Предварительные замечания:

Уже отмечалось, что идентичность отдельных аккумуляторов в исправной аккумуляторной батарее (АКБ) позволяет рассматривать ее устройство и принцип действия на примере одного аккумулятора. То же самое можно допустить при рассмотрении параметров и характеристик.

Под параметрами электротехнического устройства принято понимать совокупность эксплуатационно-технических показателей, каждый из которых отображает то или иное его свойство Характеристикой устройства называют зависимость одного параметра от другого при постоянстве всех остальных.

К основным параметрам свинцово-кислотного аккумулятора относятся:

— электродвижущая сила ЭДС Е, (в вольтах);

— плотность электролита yв аккумуляторе (в г/см3);

— полное внутреннее сопротивление Ra, (в омах);

— напряжение на клеммах аккумулятора Ua (в вольтах);

— номинальная емкость аккумулятора СH (в ампер-часах);

— продолжительность хранения tхр и срок службы tсл  (в месяцах).

Основными характеристиками аккумулятора являются электродная характеристика Ea=f(y) и временные разрядно-зарядные характеристики (зависимость основных параметров от времени разряда или времени заряда).

Рассмотрим указанные параметры и характеристики свинцово-кислотного аккумулятора.

3.2. Электродвижущая сила аккумулятора

Электродвижущая сила Е, является основным параметром свинцово-кислотного аккумулятора. Она определяется активностью химических реагентов (РЬ, РЬО22СО4, Н2О), входящих в состав электрохимической системы аккумулятора, но при этом никак не зависит от количества электролита и активных масс на электродных пластинах, а также от их форм и размеров.

Величина ЭДС Еа, определяется как разность равновесных электрических потенциалов φ между электродами при отсутствии протекающего через аккумулятор электрического тока:

Ea+-.Так как  φ+>φ-, то ЭДС всегда положительна.

Таким образом, ЭДС является стационарным физико-химическим параметром, зависящим от природы взаимодействующих реагентов и указывающим на потенциальную способность аккумулятора поддерживать на электродах электрическое напряжение в токовой цепи.

Электродвижущая   сила   заряженного   аккумулятора   сохраняется   достаточно продолжител ьно. Численное значение Е, может быть найдено из теоретической закономерности:

Е, = 2,047 + КТ1па,            (3.1)

где Т — абсолютная температура; К — постоянный коэффициент, характеризующий физико-химические свойства активных масс электродов; а — коэффициент, характеризующий активность электролита.

Однако на практике пользуются эмпирической формулой для определения ЭДС;

Е, = 0,84 + [0,00075 (Т - 25) + ут],    (3.2)

где выражение в квадратных скобках соответствует значению плотности уз; электролита, приведенному к температуре 25"С; у-г — плотность электролита при температуре Т°С измерения.

Химическая  активность  реагентов,  собранных в электрохимическую систему аккумулятора, слабо зависит от температуры, что наглядно может быть показано дифференцированием выражения (3.1) по температуре: аЕ/йТ = 0,0004 (В/°С).

При изменении температуры от -30 до +50°С (в рабочем диапазоне для АКБ) электродвижущая сила каждого аккумулятора в батарее изменяется всего на 0,04 В. На практике таким незначительным изменением пренебрегают и считают, что ЭДС Е,, выраженная в вольтах, зависит только от приведенной плотности электролита, выраженной в г/ем3:

Е.=0,84+уг5       (3.3)

Так, если плотность электролита в банках полностью заряженной батареи при Т = 25°С равна 1,28 г/см3, электродвижущая сила в каждом аккумуляторе Е, = 0,84 + 1,28 = 2,12 В, а ЭДС батареи равна 12,72 В.

Практически электродвижущую силу аккумуляторной батареи можно измерить вольтметром с высоким внутренним сопротивлением.

3.3. Плотность электролита

Электролит в автомобильном свинцово-кислотном аккумуляторе — это 30%-ный раствор серной кислоты Н2§04 в дистиллированной воде Н;0.

Аккумуляторная серная кислота, поступающая в продажу, содержит 94% химически чистой кислоты Н2504. Она прозрачна, не имеет цвета и запаха, кипит при температуре 33°С, имеет плотность у к = 1,83 г/см3. Чаще в торговую сеть поставляется электролитный раствор с плотностью узд = 1,4 г/см3 или с плотностью, требуемой для данного климатического региона.

Под плотностью электролитного раствора (или кислоты) понимают отношение массы вещества (в граммах) к занимаемому им объему (в см3). Таким образом, плотность — это параметр электролита, подобный его удельному весу. Плотности электролита 1,10...1,30 г/ем3 соответствует массовая концентрация серной кислоты в 28...40%.

В исправной автомобильной аккумуляторной батарее плотность электролита может находиться в пределах от 1,07...1,3 г/см3. Разброс значений плотности электролита в банках полностью заряженной исправной АКБ не должен превышать 0,01 г/см3,

Если батарея разряжена, значение плотности в банках АКБ может быть различным. Это зависит от состояния разряженное™ данного аккумулятора, от его технического состояния, а также от плотности первоначально залитого в него электролита.

При выборе плотности электролита для первоначальной заливки приходится выбирать между продолжительностью срока службы АКБ, который с уменьшением плотности увеличивается, и емкостью батареи, которая с понижением плотности электролита уменьшается.

Кроме того, с увеличением плотности элекгролита до 1,30 г/см батарея может храниться при более низкой температуре (Т|.зо = -60°С) без причинения ей ущерба (без размораживания активных масс электродов).

7

 

АКУМУЛЯТОРНІ БАТАРЕЇ

На автомобілях установлюють стартерні сви'нцево-кислотні акумуляторні батареї, які складаються з трьох або шести окре­мих послідовно з'єднаних акумуляторів. Загальна напруга таких батарей 6 або 12 в. Акумуляторні батареї  виготовляють у вигляді бака, розділеного перегородками на камери. У кожній камері знаходиться окремий свинцево-кислотний акумулятор, який складається з позитивних і негативних пластин, сепарато­рів, з'єднувальних містків з полюсними штирями і кришки з пробкою. Камера складеного акумулятора заповнюється електро­літом.

Пластини для свинцевих акумуляторів виготовляють у вигля­ді тонких решіток з свинцю з домішкою 6—8% сурми для міц­ності. Решітки заповнюють активною масою, що складається з окисленого свинцевого порошку, свинцевого глету і свинцевого сурику, змішаних на водному розчині сірчаної кислоти- Нові пластини формують, піддаючи тривалому заряджанню. Після формування активна маса на позитивних пластинах перетворює­ться на перекис свинцю темно-коричневого кольору, а на нега­тивних-—на губчастий свинець світло-сірого кольору. Величина струму, який віддає акумулятор, залежить від поверхні активної маси пластин, зануре­них у електроліт. По­ристість активної маси збільшує цю поверхню. Крім того, щоб значно збільшити   поверхню, всі однойменні пласти­ни з'єднують паралель­но містками у півблоки. Півблоки негатив­них і позитивних пла­стин складають у бло­ки так, щоб позитивні пластини були розмі­щені між негативними. Щоб зменшити жолоб­лення крайніх позитив­них пластин, негатив­них пластин беруть на одну більше, ніж пози­тивних.

.  Свинцево-кислотна акумуля­торна батарея:

1—захисна пластина;2—кислотостійка масти­ка; З—пробка; 4—кришка; 5—міжелементне з'єднання; б—негативний штир; 7—позитивний штир; 8—бак батареї; 9 — блоки пластин; 10— ребра:11 — сепаратори

Баки акумуляторної батареї виготовляють з ебоніту або асфальтопекової маси з кислотостійкими вставками. Дно бака має ребра, на які спираються пластини. Це запобігає їх короткому замиканню через активну масу, яка висипається під час роботи акумулятора. Зверху бак закривають кришками з отворами для полюсних штирів і заповнення електролітом. Герметичність з'єд­нання кришок із стінками баків створюють заливанням кислото­тривкої мастики. Щоб запобігти короткому замиканню, між різ­нойменними пластинами вставляють прокладки, я'кі називають сепараторами. Сепаратори виготовляють із пористих кислото­стійких матеріалів, наприклад: дерева, міпора, міпласта, склоповсті та ін. Сепаратори ребристим боком установлюють до по­зитивних пластин. Це забезпечує кращий доступ електроліту в пори активної маси, внаслідок чого збільшується ємність акуму­лятора під час його розряджання. Електроліт для свинцевих акумуляторів виготовляють з хімічно чистої сірчаної кислоти і дистильованої води. Змішування кислоти з водою відбувається дуже бурхливо, з виділенням тепла. Тому під час приготування електроліту треба кислоту лити у воду тонким струменем. Спів­відношення кислоти і води в електроліті визначають його густи­ною, яку вимірюють ареометром. Свинцевий акумулятор, неза­лежно від кількості пластин, у зарядженому і справному стані дає струм напругою близько 2 B. Тому акумуляторна батарея з трьох послідовно сполучених акумуляторів має напругу6в, аз шести — 12 в.

Під час заряджання і розряджання свинцевого акумулятора в активній масі і електроліті відбуваються хімічні зміни. При розряджанні активна маса обох пластин свинцевого акумулято­ра перетворюється на сірчанокислий свинець. При цьому части­на сірчаної кислоти витрачається на утворення сірчанокислого свинцю і води. Густина електроліту при розряджанні зменшуєть­ся. При заряджанні хімічні реакції відбуваються у зворотному напрямі. При цьому кисень води витрачається на утворення пе­рекису свинцю на позитивній пластині, а кислотний -залишок сір­чанокислого свинцю обох пластин і водень води йдуть на утво­рення сірчаної кислоти в електроліті. Початковий склад активної маси пластин відновлюється, і густина електроліту під­вищується. При дальшому заряджанні відбувається тільки роз­клад води на кисень і водень, який супроводиться сильним газо­утворенням; це свідчить про кінець заряджання. Зміни густини електроліту, які відбуваються при заряджанні і розряджанні, — найточніший показник ступеня заряджаняя або розряджання свинцевих акумуляторних батарей. Рекомендовані величини густини електроліту в кінці заряджання подані в табл. 2.

 

 

 

Таблиця 2

Кліматичний пояс

 

Пора року

 

Густина електроліту при 15°С в кінці заряджання

 

Північні райони з температурою взимку нижче від 40°С

 Центральні райони з температурою взимку до 30°С

Південні райони

 

Зима

Літо Протягом усього року

 »

 

1,31

1,27

1,27

 

1,25

 

 

 

 

Рис

 

.

В рабочем свинцово-кислотном аккумуляторе плотность ниже 1,07 г/см3 недопустима, и не только из-за раннего замерзания электролита (Т 1,07 = -5°С), но и по причине падения емкости аккумулятора при нормальных температурных условиях (Т > 10°С). Таким образом, плотность электролита во всех аккумуляторных банках автомобильной стартерной батареи должна поддерживаться одинаковой и в определенных границах в соответствии с заданными условиями эксплуатации, которые значительно отличаются для разных климатических регионов.

 

Таблица3.1

 

Климатическая зона

 

tcp, 0C

(январь)

 

Время года

 

t, 0C

(замерз.)

 

у25- плотность при Т=25 0С

 

При

заливке

 

После заряда АКБ.

 

Очень холодная (Заполярье)

 

-50÷ –30

-15÷ -5

 

Зима

 лето

 

-(64÷68)

-(50÷58)

 

1.28

1. 24

 

1.30

1 .26

 

Холодная

 

-30÷ -15

 

Весь год

 

-(58÷64)

 

1.26

 

1.28

 

Московский регион

 

-9

 

То же

 

-(52÷60)

 

1.25

 

1.27

 

Умеренно холодная

 

-15÷ -5

 

То же

 

-(50÷58)

 

  1. 24

 

1.26

 

Теплая сухая

 

-5÷ +5

 

То же

 

-(40÷50)

 

  1. 22

 

1.24

 

Теплая влажная

 

 0÷ +5

 

То же

 

-(28÷40)

 

  1. 20

 

1.22

 

Жаркая влажная (Субтропики)

 

+5 ÷ +10

 

То же

 

-(22÷28)

 

1.18

 

1.20

 

ГОСТ 16360-80 определяет климатические регионы по среднемесячной температуре tср°С воздуха в январе. С учетом требований ГОСТа составлена таблица 3.1.

Проводить сезонное изменение плотности электролита необходимо только в широтах, где средняя температура января ниже -30°С.

Электролит приготавливают вливанием кислоты в воду, а не наоборот. Важно отметить, что в начале составляют электролит в пропорции 0,42л 94%-ной кислоты и 0,65 л дистиллированной воды. При этом получается электролит с плотностью 1,4 г/см3 (при Т= 25°С). Далее электролит разбавляют до нужной плотности в дистиллированной воде. Для получения одного литра электролита требуемой плотности при эксплуатации батареи в средних широтах России 0,6 л электролита с плотностью у25=1,40г/см3 необходимо влить в 0,4 л дистиллированной воды. Получится электролит с плотностью у25=1.24 г/см3. После полной зарядки плотность во всех банках АКБ достигает номинального значения 1,26 г/см3. Для московского региона круглогодичная плотность в полностью заряженной батарее несколько выше— 1,27 г/см3,

Если необходимо повысить плотность электролита непосредственно в аккумуляторе, то доливают не кислоту, а электролит с плотностью 1,4 г/см3.

При этом производят также выравнивание плотности и уровня электролита в разных банках, что делают в процессе заряда батареи.

Измеряют уровень с помощью стеклянной мерной трубочки, а плотность электролита — с помощью денсиметра (аэрометра) или с помощью поплавкового плотномера. Необходимо также наличие градусника.

 

После измерения плотности и температуры электролита измеренную плотность приводят к температуре +25"С по формуле у25= уT+ 0,0007 (Т-25) .

Разность между плотностью полностью заряженного аккумулятора уз и полностью разряженного (ур) при температуре 25°С всегда равна 0,16 г/см3, а

ΔСр=100(уз- у25)/(узр).

Тогда, если известна начальная плотность ун полностью заряженной аккумуляторной батареи, по измеренной плотности ут электролита можно определить степень разряженности

ΔСр(%) каждого аккумулятора в отдельности:

                         ΔСр=625(унт+Δу)    (3.4)

Следует помнить, что серная кислота, входящая в состав электролита, исключительно активное химическое вещество, способное вызвать опасные кислотные ожоги на теле человека. Парами кислоты можно отравиться. Работа с электролитом требует особой осторожности, специальной химической посуды и индивидуальных средств защиты.

 

3.4. Электродная характеристика аккумулятора

Отличительным свойством свинцово-кислотного аккумулятора является почти линейная зависимость ЭДС Еа от плотности у. Эта зависимость называется электродной характеристикой и отображает влияние плотности электролита на равновесные потенциалы электродов и на электродвижущую силу аккумулятора при определенной температуре. Графики функций;

<р+== Д;у);(р.= (1;у); Е,° ((у) приведены на рис. 3.2.

В диапазоне изменения плотности (1,05...1,35 г/см3) все три функции абсолютно линейны и не зависят от конструкции и степени заряженности аккумулятора.

Установлено, что ЭДС Е, любого исправного свинцово-кислотного аккумулятора при плотности электролита у = 1,30 г/см3 и температуре Т, = 20°С равна 2,1В, а при у =1,10 г/см3, ЭДС Е,=1,9В (рис. 3.2). Однако' плотность электролита незначительно уменьшается при увеличении температуры (0,0007 г/см3 на один градус) и очень заметно увеличивается при повышении степени заряженности аккумулятора. Получается так: в разряженном аккумуляторе с плотностью у = 1,30 г/см3 ЭДС Е, = 2,1 В. А в заряженном аккумуляторе с плотностью уэ = 1,20 г/см3 — ЭДС Е, = 2,0 В (при одинаковой температуре аккумуляторов Т = 20°С). Таким образом, электродная характеристика показывает, что электродвижущая сила Е« не может служить метрологическим параметром для определения степени заряженности (или разряженности) аккумулятора. Как было показано ранее, таким параметром является плотность электролита.